Что нужно помнить всем родителям
Итак, часто и длительноболеющим считается ребенок, который, не имея хронических заболеваний и рожденный здоровым, за год успевает заболеть более 4 раз. Такое определение неоднозначно в виду возрастных критериев, но объединяет большинство понятий водно.
Но часто болеющий ребенок – не приговор. Это просто восклицательный знак, как вам, так и лечащему врачу. Следовательно,такой ребенок нуждается как в грамотном и своевременном лечении, так и в профилактике осложнений и новых заболеваний.
Почему увеличивается число часто болеющих детей?
Здесь вариантов масса,рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Сбой в иммунитете. Мало кто из мам задумывается об истинной причине того, почемуее малыш до 1,5 лет ни разу не болевший, вдруг начинает непрерывно кашлять,насморк не проходит круглый год, а тут еще и профилактические прививки нужносделать.
Большинство родителей справедливо полагают, чтов яслях происходит «знакомство» их ребенка с различными вирусами, бактериями и другими агентами. И, конечно, иммунитет, распознавая их, дает сбой. Это правда, но отчасти. И дело в том, что наши дети поступают в ясли во «второй критический период иммуногенеза».
В это время (с года до 2-х лет) происходит постепенная смена пассивного (поступившего от мамы с молоком) иммунитета на только начинающий развиваться активный (свой собственный, неповторимый) иммунитет.
Но проблема заключается в том, что активный иммунитет только начинает свое формирование, а попадая в экстремальные условия (инфекция в детских дошкольных учреждениях), не имеет собственных сил для борьбы. Происходит сбой. Ребенок начинает непрерывно болеть…
2. Следующей и не менее важной причиной является окружающая среда. Научно доказано, что наиболее частые, длительные, осложненные респираторные заболевания (ОРВИ, ОРЗ, РС-инфекция и т.д.) отмечаются у детей, проживающих в районах, расположенных вблизи железнодорожных путей, заводов по сборке металлоконструкций. Для сравнения: зоб и другие заболевания щитовидной железы встречаются чаще у детей и людей, имеющих воздействие от нефтеперерабатывающих заводов, фабрик по лакокрасочной промышленности. Групповые случаи кишечных инфекций чаще наблюдаются у детей, проживающих недалеко от водозаборных станций и на берегах судоходных рек.
3. Психологический и социальный климат в семье. Немаловажную роль играют привитые малышу перед поступлением в ясли гигиенические навыки и умения. Если руки дома мылись один раз в день, не стоит ожидать от малыша чистоплотности и в дальнейшем. Родители являются примером для подражания, поэтому так важно в присутствии малыша (и в отсутствие) подавать ему хороший пример.
4. Широкий, просто огромный ассортимент лекарств,гомеопатических препаратов, да и просто средств, обещающих мгновенное выздоровление. Конечно, маму понять не сложно: хочется, чтобы твой малыш поскорее выздоровел, хочется выйти на работу. Но важно адекватно воспринимать полученную рекламную информацию, анализировать и оценивать.
Довольно часто мама на приеме спрашивает:«Доктор, скажите, я купила препарат N***, говорят он дорогой, потому что совершенно замечательный… Но вот незадача, у нас аллергия, и похоже на него…Что делать?» Отсюда возникает справедливый вопрос: «Мама, а вы, когда его покупали, пришли посоветоваться или хотя бы позвонили? НЕТ. А теперь, дав ребенку малоизвестный и весьма сомнительный препарат, вы предлагаете МНЕ разбираться с вашей оплошностью…»
Ситуация банальная, но от того не менее редко встречающаяся. К сожалению. Так вот, родители, «насобирав» информацию вокруг (а людей, охотно рассказывающих о «наичудеснейшем исцелении» просто огромное количество – бабушки, друзья-подруги, соседи, коллеги, знакомые, даже в транспорте случайный разговор), кидаться начинают на все. А результат такого самолечения, как правило, плачевный. Или же мама, у которой ребенок с банальным ОРВИ сам выздоровел на 7-й день, верит, что помогли именно эти гранулы/свечи/порошки/мази/отвары/нашептывания на воду…
Отсюда: профилактика не только факта заболеваемости детей, но и профилактика среди родителей о том, что не все то,хорошо, что помогло соседу.
5. Далее, наверно, последний наиболее значимый аспект в заболеваемости детей – правила поведения. «И что же ему, полуторагодовалому, можно привить?» – спросите вы. А можно, и довольно большой спектр навыков, в форме ролевых игр. Нужно четко разделить характер действий и их оценку, для этого берем красную, желтую и зеленые карточки (кружки, мячики, куклы).
1-я группа действий (красная карточка) – это те действия, которые нельзя делать ни при каких условиях, обстоятельствах и никогда. Сюда отнесем для начала: игрушки брать в рот нельзя; соску с пола врот не совать, не брать в рот землю, песок.
2-я (желтая карточка) – то, что делать можно при наличии определенных условий (и, соответственно, нельзя делать при отсутствии условий). Например, нужно отвернуться, если на тебя кашляют; после прогулки в группу можно зайти, только если форточки и окна закрыты.
3-я – то, что делать можно (зеленая карточка). К третьей – держаться за руки на прогулке…
Если с малышом заниматься систематически, очень скоро он не только сам начнет выполнять нехитрые упражнения для сохранения собственного здоровья, но и других поправлять начнет.
Таким образом, подводя некий итог, следует отметить, что «возложить всю вину» за неуклонный рост числа ослабленных детей на какой-либо определенный фактор, не представляется возможным. Но в то же время следует своевременно выявлять, лечить и предупреждать развитие грозных осложнений у часто болеющих детей (ЧБД).
Основные группы препаратов, применяемых у ЧБД
Раз уж так получилось, что малыш лежит с температурой, нужно подобрать наиболее правильное, рациональное ибезвредное лечение.
Когда вас по причине заболевания посещаетучастковый педиатр, не бойтесь задавать вопросы, старайтесь рассказать какможно больше о том, как, где, когда и почему заболел ваш малыш. Это и врачу задачу облегчит, и отношение к вам будет как к нормальной маме, переживающей засостояние своего ребенка.
Разница в лечении часто и длительно болеющих иобычных детей на первый взгляд не существенна. И дело в том, что не толькочасто болеющий малыш нуждается в щадящем и своевременном лечении. Поэтомуненадолго приравняем эти понятия и разберемся в общем лечении именно детей какопределенной социальной ниши.
1. Первой, но, к сожалению, далеко не всегдавыполнимой задачей является постановкаправильного диагноза. «А зачем?», – спросите вы. Невелика разница. ОРВИ,ОРЗ, ОРИ, грипп. Лечить все равно одним и тем же. Такое можно услышать оченьчасто.
Разница состоит в том, что организм ребенкапо-разному реагирует на вирусы и бактерии. Поэтому так важен общий анализкрови. Допустим, что все-таки анализкрови по каким-то причинам сдать мы не смогли. Не беда, будем использовать заведомо действенный спектрпрепаратов.
Многие родители знают, что повышение температурысвязано с тем, что организм на начальных этапах заболевания пытается самбороться с инфекцией. Степень подъема температуры зависит от величиныинтоксикации и от патогенности возбудителя. В такой момент организм нуждаетсялишь в поддержании иммунитета и собственных сил. После чего, уженатренированный он будет легче справляться с вирусами и бактериями, не прибегаядаже к повышению температуры. Поэтому так важно дать ему самому «победитьчужеродного агента». Но отрицательная сторона – это неспособность организмавовремя остановиться. И температура начинает расти.
Начну я, пожалуй, с жаропонижающих средств.Каждая мама должна знать и понимать, что далеко не всякое повышение температуры можно и нужно ликвидировать. Часто болеющие дети не исключение.
Не стоит сразу хвататься за лекарственные препараты. Ваше желание помочь мучающемуся малышу понятно и оправдано. Но не нужно забывать, что лекарство – это последний метод. Поэтому сначала используем физические методы охлаждения (обтирания влажной салфеткой, раскутывания…).
Также стоит различать виды лихорадок – белый тип и красный. Все просто, название говорит само за себя. Итак, при белом типе лихорадки ваш малыш бледный, кожа сухая,шелушащаяся, он часто просит пить и не слезает с рук. И не гоните!! Пусть он черпает в вас энергию и защиту. Ручки и ножки на ощупь сухие, холодные. Надо греть. Но, конечно, не класть его в горячую ванну, а просто завернуть в теплое одеяльце. И быть на стороже, т.к. это не очень хороший симптом.
Если же карапуз относительно бодр, щечки красные, руки-ноги «пышат жаром» – раскутайте его, оботрите влажной марлей.
Применение жаропонижающих препаратов у детей, не относящихся к группе риска, начинают только при повышении температуры тела более 38,5 градусов. Снижение температуры в 38 градусов и выше начинают у детей,относящихся к группе риска.
Что же значит«группа риска»? Это группа детей, у которых в связи с состоянием их здоровья и при наличии определенных факторов может наслоиться (добавиться) или реализоваться какое-либо заболевание. Например, все дети, рожденные путем кесарева сечения, автоматически заносятся в группу риска по заболеваниям центральной нервной системы. Приведу наиболее частую патологию, при которой дети относятся именно к группе риска:
оценка при рождении по шкале Апгар менее 7 баллов;
недоношенные малыши, особенно родившиеся с экстремально низкой массой тела (менее 1500 г);
наличие у старших братьев или сестер судорожных припадков, эпилепсии, других поражений головного мозга;
перенесенная матерью корь или краснуха во время беременности;
наличие у матери длительной артериальной гипертензии, которая усугубилась во время беременности (отёки беременности);
эпилепсия как подтвержденный ранее диагноз у самого малыша;
судороги, появившиеся при подъеме температуры во время прошлой болезни.
При всех перечисленных состояниях применение жаропонижающих препаратов является уже необходимым.
Итак, буду приводить примеры наиболее хорошо изученных препаратов, хорошо себя зарекомендовавших и относящихся к препаратам доказательной медицины, т.е. неоднократно исследованных и проверенных.
Ибуфен (ибупрофен, нурофен) и ОКИ(кетотифен, кетопрофен) на сегодняшний день являются наиболее широко используемыми препаратами. Их можно применять наиболее длительное время. Сродни ему препарат Найз, также относящийся кгруппе НПВС (нестероидных противовоспалительных средств).
Ценность этих препаратов: жаропонижающий, легкий седативный (успокаивающий) и противовоспалительный эффекты.
3. Противовирусные препараты. Итак, главный наш«враг и союзник» в лице повышения температуры потерпел крах и теперь нужно задуматься, чем же лечить, чтобы не «залечить»?
Многие родители знают, что повышение температуры связано с тем, что организм на начальных этапах заболевания пытается сам бороться с инфекцией. Степень подъема температуры зависит от величины интоксикации и от патогенности возбудителя. В такой момент организм нуждается лишь в поддержании иммунитета и собственных сил. После чего, уже натренированному, ему будет легче справляться с вирусами и бактериями, не прибегая даже к повышению температуры. Поэтому так важно дать ему самому«победить чужеродного агента». Но отрицательная сторона – это неспособность организма вовремя остановиться. И температура начинает расти.
Здесь придется вернуться к важности анализов.Да-да, по полученному результату анализа крови можно думать о том, назначать или не назначать противовирусные препараты. Зачем? Затем, что вирус – штука коварная. И воздействовать на него нужно. Из наиболее часто применяемых противовирусных препаратов является Арбидол.Возможно когда-то, в самом начале, он имел сильную активность. Или вирусы были немного другой структуры. Его плюс – это возможность применения у детей с 2-х лет. Но сейчас педиатры отказываются от него. На данном этапе борьбы с вирусными заболеваниями хорошие отзывы получает препарат Ремантадин(альгирем, флумадин), обладающий эффектом в отношении гриппа А и ОРВИ неизвестной этиологии.
Далее мы пройдем по основным группам препаратов,которые на сегодняшний день наиболее часто применяются у детей раннего возраста(до 3-х лет) и часто, и длительно болеющих малышей.
4. Интерфероны.При типичных и неосложненных ОРИ должны применяться довольно редко. Но, имея малыша со сниженной иммунной защитой, мы можем назначить Вэллферон или Виферон.
Вэллферон – это лимфобластный натуральныйинтерферон. Единственный его недостаток – внутримышечное введение.
Виферон является вариантом рекомбинантного интерферона и имеет большое массовое распространение. Выпускается в 3-х вариантах: до 7лет, для детей 7-14 лет и взрослых. Но также имеет не очень удобную формувыпуска – ректальные суппозитории (в практике встречались родители, напрочь отказывающиеся от такого способа введения), что в некотором роде имеет силу,потому как любое вмешательство в прямую кишку ведет к ее раздражению.
Как применяем: дети до 7 лет – профилактика 1свеча (150000 МЕ) через день в течение 2 недель,
Но препараты интерферонового ряда не являются выходом из ситуации,панацеей, не ожидайте, что ваш малыш перестанет болеть, если вы будете постоянно применять такие препараты. Интерфероны – препараты выбора при такихтяжелых заболеваниях как цитомегаловирусная инфекция, генерализованный герпес идр.… Это лишь способ помочь организму ребенка. Следовательно, и использоваться они должны по назначению в строгих дозировках.
5. Антибактериальная терапия.«Наболевший» вопрос, как у многих родителей, так и у врачей. Проведем условную грань: антимикробные препараты действуют на микробы, микроорганизмы. НО не на вирусы. Следовательно, их назначение должно быть строго аргументировано:
дети с наличием бактериальных осложнений (затяжной бронхит, бронхиолит, пневмония);
дети, имеющие хронические очаги инфекции (тонзиллиты, синуситы, инфекцию мочевыводящих путей);
при подозрении на микоплазменную или хламидийную инфекцию;
при тяжелых формах заболеваний у детей раннего возраста и часто болеющих детей из-за невозможности исключить участия в процессе бактериальной флоры.
Итак, как уже озвучивалось ранее, по анализу крови мы вполне можем изначально определиться, стоит ли задуматься о приеме антибиотиков. Но, как показывает практика, в большинстве случаев у часто болеющих детей наблюдается микстинфекция с интоксикацией. Т.е. к вирусной присоединяется бактериальная флора и, назначив антибиотик, мы не промахнемся. А после правильно назначенного антибиотика улучшение состояния должно наблюдаться при средне тяжелой форме на следующий день (температура значительно снизится,ребенок может поесть, а к концу дня и вовсе будет жизнерадостен и полон сил).
ВАЖНО: родители зачастую попытку назначить антибактериальную терапию воспринимают «в штыки»… И они правы, отчасти. Многие считают, что антибиотики – зло, и применять их надо в крайних ситуациях. Да, они «убивают»как болезнетворные микроорганизмы, так и свои, очень нужные. Но поверьте, проще заново «заселить» хорошую микрофлору, чем лечиться от сепсиса или других не менее грозных осложнений. Если у малыша на фоне болезни обострится еще и тонзиллит, начнет размножаться стафилококк, в его несовершенной системе получится сбой, а результатом могут быть любые заболевания, начиная от ревматизма и заканчивая миокардитом.
Итак, наиболее часто мы применяем защищенные пенициллины (Амоксиклав, Аугментин), а также Флемоксин Солютаб (Амоксициллин), Гентамицин и Сумамед (Азитромицин).
Амоксиклав (Аугментин) – применяется для лечения инфекций верхних дыхательныхпутей, легких и мочевыводящих путей.
Флемоксин Солютаб (Амоксициллин, Оспамокс) является самым часто применяемым антимикробнымпрепаратом в силу своей эффективности против широкого ряда возбудителей. Удобствоприменения заключается в том, что совсем маленьким детям или ослабленнымтаблетку можно измельчить в чайной ложечке и развести небольшим количествомводы. Имеет немного сладковатый вкус.
сутки.
Симптоматическая терапия
1.Наиболее длительный симптом простуды у всех малышей – это постояннозаложенный нос, отделяемое из которого может быть самого разного цвета.
В связи с этим важно понимать, что наличие«зеленых соплей» и отхождение, особенно по утрам гнойных зеленых «пробок» –довольно плохой признак, который обязательно нужно лечить. В большинствеслучаев заложенность носа провоцируют 2 аспекта. Во-первых, это отек слизистойносовых ходов. И в 50% случаев он является аллергическим. Во-вторых, эторазрастание аденоидной ткани, которое просто перекрывает воздухоносные пути ималышу ничего не остается как только дышать через рот. В этом случае важно не«запустить» процесс и не способствовать его хронизации.
«Зеленые» сопли говорят чаще всего о смешениивирусной и бактериальной инфекции.
Итак, прежде чем выбирать лечебные капли, нужноопределиться с основой. Для чего? Для того, чтобы максимально освободить ирасширить воздухоносные пути. С этой целью можно применять как специальные препараты (Аква Марис),так и обычный физиологический раствор, купленный в аптеке.
Многим родителям друзья-товарищи советуют «сквозное» промывание всех лицевых пазух. Этому действию нужно сказать категорически НЕТ. И связано это в первую очередь с несостоятельностью этих самых пазух у детишек. Что в свою очередь может привести и к гайморитам, и к синуситам.
Достаточно закапать по 2 капли раствора в каждую ноздрю, при этом голову ребенка сильно запрокидывать не следует, иначе весь раствор уйдет в глотку вместе с бактериями. Подождем несколько минут (малыша можно отпустить поиграть) и потом даем ему хорошо высморкаться. Можно перышком пощекотать, тогда сама защитная реакция организма сделает свое дело…
Теперь можно капать лечебные капли. Вот наиболеехорошо себя зарекомендовавшие себя :Низивин (с возрастной градацией) или Фазин, а также Ринофлуимуцил, Отривин (ксилен, олинт), Пиносол. У большинства препаратов механизм действия схож. Ринофлуимуцил улучшает нормальную секрецию ворсинок эпителия дыхательных путей, Пиносол смягчает слизистую, обладает хорошим заживляющим действием.
Сюда стоит отнести еще крема и мази против стрептодермии, неизбежно возникающей при насморке. Это красные эрозивные пятна вокруг носа. Их появление связано с тем, что в натертую, раздраженную кожу проникают микроорганизмы вместе с выделениями из носа. Поможет местное применение мази Левомеколь, левомицетиновая мазь, крем Спасатель.
2. Второй группой симптоматической терапии стоит назвать различные средства,применяемые при боли в горле, першении, воспалении слизистых оболочек полости рта.
Поэтому таким малышам мы даем различные отвары и настои (вполне подойдет отвар цветков ромашки, череда). Детям более старшего возраста можно назначить Ингалипт, Тантум Верде,Каметон, Гексорал… А применяем стандартно: по 1-2 впрыскивания до 5 раз в день, после чего не пить в течение15 минут).
Также возможно применение таблетированных препаратов таких, как Фарингосепт (по 1 таблетке рассасывать во рту до 4раз в день), Стрепсилс, Фалиминт.
3. Третьей обширной группой препаратов,применяемых для лечения симптомов ОРВИ, ОРЗ являются отхаркивающие средства (муколитикии бронходилятаторы). К ним относятся препараты растительного происхождения и синтетические.
Растительные: грудные сборы, Бронхикум, корень алтея, Мукалтин, корень солодки, геделикс и т.д.
При применении данной группы препаратов важно учитывать, что ослабленные и часто болеющие дети зачастую имеют атопический дерматит либо полисенсибилизацию. Поэтому применение у них именно растительных препаратовстрого ограничено. Кроме того, учитываем еще и то, что лечение такими средствами более длительное, облегчение и результат действия видны далеко не сразу.
Синтетические: Ацетилцистеин (АЦЦ), Флудитек (карбоцистеин), Амбробене. Группа этихпрепаратов обладает хорошим отхаркивающим действием, регулирует мукоцилиарныйклиренс, угнетает действие медиаторов воспаления (что важно у детей саллергическими реакциями).
4. Группа препаратов, имеющая большое значение у часто болеющих и ослабленных детей. Это антигистаминные препараты. Различают 3 поколения этой группы, но для нас практическое значение имеют первые две.
Первая группа – Супрастин, Тавегил, Димедрол. Значимое для них –это способность проникать через гематоэнцефалический барьер и тем самым вызывать легкий успокоительный, снотворный эффект. Это важно у малышей,страдающих атопическим дерматитом, сопровождающимся зудом кожных покровов.Принимают их по схемам.
Вторая группа – Кларитин, Фенистил, Терфенадин. Эти препараты невызывают побочного действия в идее сонливости.
Третья группа – Телфаст и Зиртек.
Итак, основные группы симптоматических препаратов рассмотрены, за исключением специфического лечения, в котором нуждаются дети с врожденным стридором (шумное дыхание через нос), хроническими аллергическими заболеваниями и органов дыхания.
Восстановительное лечение
Лечение часто и длительно болеющих детей в периоды обострения, конечно, является очень важной задачей. Ноне меньшее значение имеет восстановительный процесс, его планирование и направление на продление срока ремиссии.
Основу такого лечения составляют лечебно-охранительный режим, диета, лечебная физкультура, массаж и физиотерапия.
Лечебно-охранительный режим. Подразумевает исключение занятий и игр, приводящих к переутомлению и перевозбуждению ребенка, а также максимальное ограничение от стрессовых ситуаций. Продолжительность сна увеличиваем на 1 час, прибавляем обязательный дневной
сон или отдых, в проветренном помещении.
Рациональная диета, которая направлена не на уменьшение массы малыша, а наоборот, должна быть полноценной, сбалансированной по основным пищевым ингредиентам. Ежедневно фрукты, овощи, ягоды.
Специально разработанные
комплексы лечебно-оздоровительной физкультуры. Это
утренняя гимнастика, свежий воздух. Физическое воспитание обеспечивает хорошую дренажную функцию бронхов, повышение сопротивляемости организма.
Массаж – общий, классический массаж грудной клетки с элементами поглаживания, растирания, разминания, вибрации. Курсы проводятся по 14 дней каждые 2-4 раза в год.
Закаливание – проведение в период ремиссии с постепенным увеличением интенсивности, систематически и последовательно, используя непрерывность, контрастность.
Физиотерапия, направленная на санацию очагов хронической инфекциив период ремиссии. Используют климатотерапию с аэротерапией, гелиотерапией,бальнеотерапией